Одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества между Россией и Китаем является гражданское самолетостроение, где у Москвы есть в наличии компетенции и технологии, а у наших китайских партнеров – нужные инвестиции и внутренний спрос.
Проект CR929 предполагает под собой сразу несколько вариантов
В силу этого, последнее заявление главы ОАК(Объединенной авиастроительной корпорации) Юрия Слюсаря о том, что суммарный спрос на новый российско-китайский широкофюзеляжный самолет CR929 может составить в ближайшие 20 лет в России и Китае больше тысячи единиц, не является удивительным. При этом, емкость отечественного рынка оценивается ОАК в 120 подобных самолетов.
Отметим, что CR929 является проектом широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, который будет иметь три базовых версии – 500, 600 и 700, что будут различаться между собой разным количеством кресел – в 230, 280 и 320 посадочных единиц.
Есть здесь и определенные параллели с российским среднемагистральным самолетом МС-21, который в России стремительными темпами доводится до эксплуатационного состояния, поскольку в данном проекте заложено два варианта силовой установки.
На первом этапе CR929 получит двигатель западного образца – уже названы возможные подрядчики в лице американской компании General Electric и британской компании Rolls-Royce, а после 2030 года его дополнит перспективный российский двигатель ПД-35.
Россия и Китай здесь решают разные задачи
Данный двигатель России еще предстоит разработать, поэтому в рамках полной реализации этого проекта России и Китаю придется пройти очень продолжительный путь ввиду того, что получение конечного продукта здесь займет годы.
Стоимость разработки данного проекта пока окончательно не определена, но очевидно, что она затребует значительных средств в размере от 13 до 20 млрд долларов. В то же время, Россия и Китай будут участвовать в данном начинании на паритетных началах.
На самом деле, Москва и Пекин здесь преследуют разные цели – наша страна хочет получить рабочий проект широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета и сохранить свои компетенции на этом специфическом рынке, а Китай, который на сегодня просто не может строить эффективных гражданских самолетов, получит проект для заполнения своего внутреннего рынка.
На текущий момент все китайские проекты в области гражданской авиации закончились крахом, в результате чего, в Пекине пришли к выводу, что им не обойтись без помощи Москвы, которая не строила таких самолетов со времен Ил-86/96.
Вопрос заключается в том, пустит ли Китай Россию на свой внутренний рынок
Заведующий кафедрой экономики и политики ИМЭМО РАН Сергей Луконин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что данный проект отвечает интересам двух стран и предполагает производство гражданского самолета на территории Китая.
Это, кстати говоря, важный момент, учитывая, что Россия заинтересована в том, чтобы на ее долю выпала не только разработка данного лайнера, но и непосредственное участие в его производстве. Ведь конечное производство подобных самолетов является одним из наиболее коммерчески выгодных проектов с точки зрения прибавочной стоимости. Аналогичные цифры существуют только в судостроении.
Другой вопрос, что данный проект явно ориентирован на внутренний китайский рынок, куда Пекин явно не хочет пускать российские компании, поскольку это приведет к разделению прибылей и прямой зависимости Китая от отечественных производителей.
«Китай хочет таким путем получить в свое распоряжение технологии по производству широкофюзеляжных гражданских самолетов, с помощью которых Пекин сможет заполнить спрос, который имеет место на его внутреннем национальном рынке. Это получение альтернативы продукции западных компаний Airbus и Boeing со всеми вытекающими отсюда последствиями», — констатирует Луконин.
Сейчас есть возможности для реализации данного проекта
Здесь еще нужно отметить, что советское самолетостроение всегда проигрывало зарубежным конкурентам в себестоимости полетов, вследствие чего, все российские авиаперевозчики после развала СССР закупили для своей оперативной деятельности зарубежную технику.
«Из-за этого основной спрос на данный проект будет формироваться на внутреннем рынке Китая, причем это будет происходить в приказном порядке. Пекин явно закроет глаза на любые коммерческие недостатки данного проекта», — заключает Луконин.
По словам Сергея Александровича, главной задачей Китая является получение рабочих технологий по данному типу гражданских самолетов, а что касается нашей страны, то мы делаем здесь упор на то, чтобы оставить, как можно больше производств его компонентов в России. Нам бы очень хотелось поучаствовать в производстве конечной продукции по данному проекту для внутреннего китайского рынка.
«Сейчас открывается широкое окно возможностей в связи с экономическими трениями между Китаем и США, в результате чего, данный проект, скорее всего, действительно будет очень скоро доведен до логического конца», — резюмирует Луконин.
Как замечает эксперт, если бы об этом проекте спросили несколько лет назад, то сразу бы возникло большое количество сомнений, но сегодня в условиях американской антикитайской политики данному начинанию России и Китая открывается зеленый цвет.
«Кроме того, не надо забывать про проблемы России и Запада, поэтому момент здесь настал», — констатирует Луконин.
Автор:
Дмитрий Сикорский
ТОП ЧИТАЕМЫХ
Новости
Вездеходы: Технология, Преодолевающая Препятствия
Новости
Объемы лома на LME выросли на неделе; фьючерсные контракты в состоянии контанго
Новости
Австралийская MinRes обеспечит железорудный проект Onslow солнечной энергией
Новости
Подведены итоги VII ежегодной Премии в области дизайна Best for Life Design.
Новости
Немецкая лазурь для дерева: идеальное решение для защиты и эстетики
Новости
Рейтинг детекторов проводки
Новости
Типы телекоммуникационных шкафов — особенности и характеристики