Требование Белоруссии к России по компенсации убытков вследствие налогового маневра стандартны – считает заместитель заведующего кафедры государственной политики МГУ, кандидат политических наук Максим Вилисов.
Налоговый маневр в России затронул и интересы Белоруссии
Дело в том, что Министерство финансов Республики Беларусь приняло решение инициировать обсуждение на межгосударственном уровне возможности компенсации со стороны Российской Федерации выпадающих доходов белорусского бюджета.
Причиной этого процесса является так называемый налоговый маневр, т.е. серия законопроектов в России, которая с начала 2019 года должна начать процесс постепенной отмены экспортной пошлины с параллельным повышением НДПИ. Это приведет к тому, что стоимость нефти для внутренних потребителей в России и для экспортеров в течение шести лет должна сравняться.
Формальной причиной этого мероприятия является прекращение зависимости наполняемости российского федерального бюджета от колебаний цен на нефть, но фактически этот комплекс мер создает определенные риски для внутреннего рынка.
Для этого правительством РФ даже была разработана система «обратного акциза», чтобы компенсировать убытки конкретным НПЗ при общей задаче недопущения внутрироссийского роста цен на бензин и нефтепродукты выше среднегодовой инфляции.
Белорусская экономика основана на переработке нефти
И вот к этим внутрироссийским компенсационным мерам правительства РФ хочет присоединиться и союзная нам Белоруссия – местный Минфин заявил, что российский налоговый маневр будет стоить белорусам, как минимум, 300 млн долларов в год, и это станет существенным ударом для местной экономики, которая ориентирована на покупку российской нефти с демпингом.
Здесь очень простая схема – белорусские НПЗ покупают нефть по внутрироссийским ценам, а затем продают бензин и другие виды топлива в ближайшие европейские государства. Это происходит из-за того, что в Белоруссии при СССР были построены НПЗ с задачей перерабатывать нефть на советских государственных границах и продавать ее в виде нефтепродуктов в Европу.
Поэтому требования белорусов являются логичными, но ведь с декабря 1991 года данная республика обладает суверенитетом, и это противоречит подобным заявлениям, которые ничем отличаются от запросов в Москву со стороны рядовых субъектов РФ.
«На самом деле, это следствие интеграционных процессов между Россией и Белоруссией, которые мы наблюдаем, как формально, так и фактически. Обе наши страны участвуют в интеграционном процессе, как в рамках Евразийского союза, так и формально в виде объединенного государства России и Белоруссии, поэтому наши экономики тесно взаимосвязаны», — констатирует Вилисов.
Такая политика типична для Белоруссии
По словам Максима Владимировича, стандартное экономическое взаимодействие между Минском и Москвой в этом вопросе пересекается с известной политической игрой, которой все последние годы и характеризуются российско-белорусские отношения.
«Белорусы очень любят выторговывать себе экономические преференции в обмен на экономическую лояльность, но сейчас здесь ситуация несколько меняется, причем с российской стороны. Это, конечно, должно было рано или поздно наступить, вследствие чего, баланс экономических и политических выгод начинает смещаться в сторону России», — заключает Вилисов.
Как считает эксперт, вопрос компенсации здесь возникает из-за того, что существующая социально-экономическая модель развития Белоруссии ориентирована на получение прямых и косвенных дотаций со стороны нашей страны.
«С учетом всей совокупности факторов подобное требование со стороны Белоруссии является вполне закономерным запросом в нашу сторону, поскольку Минск обычно именно так и решает подобные проблемы», — резюмирует Вилисов.
Подобные ситуации обычны для отношений России и Белоруссии
Политолог, ведущий эксперт Международного института гуманитарно-политических исследований Алексей Кузьмин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» пришел к выводу, что эта история типична для российско-белорусских отношений.
«Это очень похоже на те просьбы к правительству РФ, которые мы сегодня слышим от «Роснефти» и других крупных нефтяных компаний нашей страны. Хотеть белорусы здесь могут, имеют право и даже по-хорошему обязаны. Очевидно, что перед нами вопрос очень тяжелой переговорной практики, что, впрочем, обычно для России и Белоруссии», — констатирует Кузьмин.
По мнению Алексея Сергеевича, такие переговоры просто не могут быть легкими, поскольку в данной ситуации речь идет не только о дотациях для Белоруссии, но и о создании полноценного общего рынка между нашими странами.
«Тем более, здесь ситуация «один рябчик, а второй конь». Понятно, что в этом вопросе все сильно не просто, поэтому Минску и Москве придется выдержать не один раунд сложных и спекулятивных переговоров», — заключает Кузьмин.
В конечном счете, данный переговорный процесс упирается в развитие Евразийского союза, а также такого понятия, как единый газовый рынок. Эта структура должна будет появиться в 2024 году, причем Белоруссия ждет этого особенно, чтобы начать закупать природный газ по внутренним российским ценам, и это также коррелирует с проблемой налогового маневра.
«Конечно, мы договоримся, поскольку всевозможных «разбежались-сбежались» с примерно 1995 года у нас было огромное количество. Грубо говоря, по две штуки в год, и здесь перед нами еще один подобный эпизод», — резюмирует Кузьмин.
Автор:
Дмитрий Сикорский
ТОП ЧИТАЕМЫХ
Новости
Вездеходы: Технология, Преодолевающая Препятствия
Новости
Объемы лома на LME выросли на неделе; фьючерсные контракты в состоянии контанго
Новости
Австралийская MinRes обеспечит железорудный проект Onslow солнечной энергией
Новости
Подведены итоги VII ежегодной Премии в области дизайна Best for Life Design.
Новости
Немецкая лазурь для дерева: идеальное решение для защиты и эстетики
Новости
Рейтинг детекторов проводки
Новости
Типы телекоммуникационных шкафов — особенности и характеристики