Запрет сенаторов США на долларовые расчеты российским банкам вряд ли будет введен в рамках новых санкций – ситуация к тому не располагает. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал доцент РАНХиГС, советник по макроэкономике генерального директора БД «Открытие» Сергей Хестанов.
«С точки зрения финансовой устойчивости, возможное введение в рамках новых санкций США запретов для российских банков ничего не изменит. Их положение на рынке не изменится. Более того, заморозка их активов в США тоже ничего не даст – в масштабах бизнеса российские финучреждения в Штатах значимых капиталов не хранят, и даже потеря имеющихся не станет критичным ударом. Не говоря о том, что у структур РФ будет много времени на вывод средств.
Однако возникает вопрос, что будет с валютными вкладами в российских банках, если Конгресс США все же введет ее в силу, а американский президент утвердит. Мировая система расчетов в долларах определяется законодательством США, согласно которому все транзакции в валюте Штатов проходят через соответствующие американские центры. Если транзакции запрещены, рассчитаться долларом можно будет только в наличной форме, в крупных суммах это вызовет определенные проблемы», — отмечает аналитик.
Стали известны детали законопроекта о новых санкциях США против России. Документ содержит масштабный набор политических требований и угроз в адрес РФ, в которой просматривается лишь одна экономическая составляющая. Сенаторы предложили запретить долларовые расчеты для семи российских госбанков, в числе которых Сбербанк, ВТБ, ВЭБ и Промсвязьбанк. Это будет означать невозможность для этих структур осуществлять стандартные долларовые расчеты через корсчета в банках США. При этом указанные банковские организации России уже находятся в санкционном режиме.
«Аналогичные ограничения вводились в отношении Ирана в период прошлых санкций к этой стране, потому Тегеран стремится избегать расчетов в долларах, предпочитая им евро, а до этого – немецкие марки. Но уход от доллара чреват набором рисков – смена валюты требует ее обмена, возникают спорах о курсах и порядке конвертации. Это тоже своего рода ограничения на торговлю, однако Иран научился с этим жить и развиваться.
При этом санкции – инструмент двусторонний, США введением к России новых ограничений в определенной мере ущемит собственную экономику. Но эти убытки не будут столь значительными из-за того, что американская экономика – крупнейшая в мире, а товарооборот Штатов и России крайне низок. Пока все же доллар остается основной валютой для торговых расчетов в мире, ограничения в этой части для всего мира все же чувствительны», — подчеркивает аналитик.
Санкции не против России
Сам законопроект выглядит так, будто для сенаторов США Россия в санционных нападках является второстепенным объектом, на первом месте – президент США Дональд Трамп. От него требуют свести в единую систему все уже введенные ранее санкции против РФ, создать в правительстве США «санкционный координационный офис» для договоренностей с ЕС о поддержке санкций, запретить операции резидентам США с новым российским госдолгом, создать национальный центр по борьбе с российской угрозой, искать в мире активы Владимира Путина и даже решить вопрос о признании РФ «государством—спонсором терроризма».
«Акт по защите американской безопасности от агрессии Кремля 2018» был внесен в Сенат в прошлую среду. Он содержит обращение к Трампу «публично призвать правительство России вернуть Крым под контроль правительства Украины», а также призвать отказаться от поддержки насилия в Донбассе «со стороны сепаратистов». Речь также идет об «оккупации и поддержке сепаратистов» на территориях Грузии и Молдавии. Еще одно требование к Трампу — призвать Москву отказаться от поддержки президента Сирии Башара Асада, который, по мнению авторов законопроекта, продолжает «совершать военные преступления».
«Совсем не факт, что этот документ будет принят и утвержден – большая часть законопроектов так навсегда и остается проектами, не получая поддержки. На мой взгляд, описанные ограничения к российским банкам вряд ли введут в скором будущем – слишком неоднозначными будут последствия. Пока до этого дойти не должно.
Если же транзакции в долларах запретят, то возникнет нетривиальная ситуация: у того же Сбербанка довольно много валютных вкладов, и с определенного момента он их просто не сможет выдать. Это вызовет целый ряд вопросов. Понятно, что у себя в хранилище банк не держит достаточный объем валюты для выдачи всем клиентам – это не нужно. Обычно выдача вклада сопровождается безналичным переводом с параллельным заказом наличных в казначействе Центробанка и получает их. Без транзакций банкирам придется поломать голову, чтобы изменить свои процедуры работать.
Пока санкции какого-то заметного влияния на российскую экономику все же не оказали. О них очень много говорят, ими пугают, но всерьез они РФ не затрагивают. В части персональных санкций попавшим под них двум сотням человек может быть немного грустно, что они не могут съездить в Европу на отдых, но на экономике нашей страны это глобально не отражается. Запрет США на транзакции, на мой взгляд, принят не будет – не та обстановка, да и не дошли еще отношения Москвы с Вашингтоном до такого уровня напряженности», — заключает Сергей Хестанов.
Автор:
Максим Бут
ТОП ЧИТАЕМЫХ
Новости
Вездеходы: Технология, Преодолевающая Препятствия
Новости
Объемы лома на LME выросли на неделе; фьючерсные контракты в состоянии контанго
Новости
Австралийская MinRes обеспечит железорудный проект Onslow солнечной энергией
Новости
Подведены итоги VII ежегодной Премии в области дизайна Best for Life Design.
Новости
Немецкая лазурь для дерева: идеальное решение для защиты и эстетики
Новости
Рейтинг детекторов проводки
Новости
Типы телекоммуникационных шкафов — особенности и характеристики