Европейская комиссия подтвердила, что косвенные выбросы металлов учитываться не будут…

Европейская комиссия подтвердила, что косвенные выбросы не будут учитываться для металлопродукции в рамках предстоящего Механизма корректировки углеродных границ (CBAM), в то время как лом, предназначенный для потребления, должен стать самостоятельным продуктом CBAM, заявил представитель Еврокомиссии Мартин Беккер во время Европейского круглого стола по изменению климата и устойчивому переходу. Вебинар (ERCST) в четверг, 30 октября.
Программа CBAM вступит в свою окончательную фазу 1 января 2026 года и предназначена для выравнивания условий игры между отечественными производителями, которые подпадают под действие Системы торговли квотами на выбросы (ETS) ЕС, и международными производителями, которые не подпадают под те же требования.
Несмотря на быстрое приближение CBAM, Комиссия ЕС все еще дорабатывает детали и разъясняет элементы политики. Некоторые опасения были устранены 30 октября во время вебинара ERCST, на котором Мартин Беккер, заместитель руководителя подразделения в ЕС, предоставил дополнительную информацию о предстоящих изменениях.
В частности, Беккер сказал, что будут приняты дополнительные меры по предотвращению обхода, косвенные выбросы останутся за рамками в обозримом будущем, а отходы, предназначенные для потребления, станут его собственным продуктом CBAM.
«В рамках декабрьского предложения [legislative] мы не только вводим дополнительные меры по борьбе с обходом лицензий, но и расширяем ассортимент продукции, включив в него некоторые последующие стальные и алюминиевые изделия CBAM», — сказал Беккер на вебинаре.
«Этот канал уклонения [to a certain extent] будет закрыт с расширением сферы применения», — добавил он.
Возможности для обхода будут устранены
Участники рынка уже некоторое время выражают обеспокоенность по поводу возможности обхода обязательств CBAM с помощью вводящих в заблуждение заявлений об интенсивности выбросов. Это «возможно, потому что мы опираемся на таможенную инфраструктуру, которая была создана для сбора таможенных пошлин, а не для обеспечения соблюдения природоохранного законодательства», — сказал Беккер.
«Большая детализация таможенной декларации позволила бы [the EU] Европейской комиссии лучше контролировать ситуацию, а таможне было бы за что зацепиться при проведении проверок. Это то, что находится в стадии разработки», — сказал он. «На данном этапе нет полной видимости цепочки поставок, и это ограничивает нашу способность отследить товар до установки, на которой он был произведен. Это слабое место, которым могут воспользоваться операторы».
«Очевидно, что нам необходимо устранить этот пробел в мониторинге», — добавил он.
Беккер предложил внедрить методы, аналогичные тем, которые используются в рамках защитных мер в отношении стали, чтобы помочь решить проблему.
Квоты на импорт стали в ЕС и сборы, взимаемые вне квот, действуют с 2018 года и призваны защитить производителей стали в ЕС от потенциального резкого увеличения импорта. Однако недавно они были переданы на рассмотрение Комиссии ЕС.
Одним из таких изменений является введение проверки происхождения импортируемой стали методом «расплавления и разливки», что затрудняет повторную маркировку товаров или их перевалку через третьи страны.
«Меры по защите стали включают в себя принципы плавления и заливки, а также соответствующие сертификаты, которые необходимо предоставить»… аналогичные доказательства могут помочь нам проследить путь производства продукции до установки, чтобы обеспечить точность отчета о выбросах», — сказал Беккер.
«Это те области, где, по нашему мнению, необходимо правовое вмешательство», — добавил он.
Превращение алюминиевого лома, предназначенного для потребления, в продукт CBAM, снижение риска перераспределения ресурсов и избежание ответственности
«Тот факт, что в настоящее время выбросы лома в атмосферу равны нулю, является проблемой и основным источником снижения обязательств CBAM и перераспределения ресурсов в алюминиевой отрасли», — сказал Беккер.
Участники рынка уже давно обеспокоены так называемой «лазейкой для лома», которой могут воспользоваться производители из стран, не входящих в ЕС, путем экспорта алюминия из лома на европейский рынок в качестве замены первичного алюминия.
Производители, не входящие в ЕС, смогут избежать затрат на CBAM с помощью этой лазейки, в то время как производители из ЕС по-прежнему будут подпадать под действие ETS, согласно источникам.
«В настоящее время ведется работа по включению лома, в частности, лома, предназначенного для использования до потребления, в качестве товара CBAM в сферу применения CBAM, а затем также по отнесению выбросов к лому, предназначенному для использования до потребления, в качестве исходных данных», — сказал Беккер.
«Это та архитектура, которая у нас есть, и чтобы предшественник был пригоден для расчета CBAM, он также должен быть хорош в CBAM сам по себе», — сказал он.
Но Беккер отметил, что есть проблемы с реализацией, которые необходимо решить, поскольку они касаются отходов, которые используются до и после потребления. По его словам, Еврокомиссия «внимательно следит» за алюминием и, в меньшей степени, за сталью.
Если бы не было возможности провести различие между ломом, произведенным до и после потребления, Беккер сказал, что Комиссия не стала бы включать лом, произведенный до потребления, в качестве товара CBAM.
В качестве отступления Беккер отметил, что это было «абсолютно необходимо для продвижения программы декарбонизации во всем мире. Если другие страны следуют за нами с аналогичными мерами на внутреннем рынке по установлению цен на выбросы углерода, и при введении какого-либо вида CBAM […] возможности для перемещения грязных продуктов […] будут меньше».
«Если нам удастся создать динамику [like this], механическое перераспределение ресурсов станет меньшей проблемой», — добавил Беккер.
Косвенные выбросы останутся за рамками CBAM
В ходе вебинара Беккер подтвердил, что косвенные выбросы (области 2 и 3) останутся за рамками CBAM, которые будут применяться только к прямым выбросам (область 1).
«На данный момент нас больше всего беспокоят металлы, как сталь, так и алюминий, которые являются продуктами CBAM и для которых непрямые выбросы не предусмотрены. Так будет и в ближайшем будущем», — сказал Беккер.
«В декабре не планируется вносить предложение о расширении сферы охвата косвенных выбросов для этих двух секторов», — сказал он.
Для некоторых это станет облегчением, поскольку производитель алюминия Norsk Hydro утверждает, что если бы косвенные выбросы были включены в сферу действия CBAM, компенсация затрат ETS на косвенные выбросы углерода в ценах на электроэнергию, вероятно, была бы прекращена.
Например, по оценкам Hydro, норвежский металлургический завод может столкнуться с дополнительным подразумеваемым налогом в размере около 270 долларов за тонну в 2035 году, даже при использовании соглашения о покупке возобновляемой энергии (PPA), из-за уникальной европейской системы предельного ценообразования, при которой цену устанавливают производители газа и угля.
Это также означает, что на рынке алюминия, возможно, еще есть место для «зеленой премии».
В настоящее время Fastmarkets определяет низкоуглеродистый алюминий как металл, производимый с содержанием не более 4 тонн эквивалента CO2 на тонну алюминия, произведенного в соответствии с категориями выбросов 1 и 2.
3 октября Fastmarkets оценила разницу в цене на алюминий с низким содержанием углерода P1020A, Европа, на уровне 0-20 долларов за тонну, что в целом остается стабильным в течение всего года при сохранении умеренного потребительского спроса.
Повсеместное использование значений по умолчанию создает «серьезные проблемы»
В течение определенного периода встроенные выбросы в товарах CBAM могут основываться на стандартных контрольных значениях, за которые взимается дополнительная плата, или на проверенных фактических значениях.
Значения по умолчанию имеют «серьезные проблемы с точки зрения [World Trade Organization], но также и с концептуальной точки зрения, когда мы хотим стимулировать производителей за рубежом к декарбонизации и вознаграждать за это», — сказал Беккер.
«Такой переход к значениям по умолчанию сделал бы этот стимул устаревшим», — сказал он.
«Но в то же время мы не можем отрицать, что определенные формы перераспределения ресурсов на материальном уровне могут иметь серьезные последствия для эффективности CBAM в плане защиты от риска утечки углерода», — добавил он.
Хотя Беккер был в основном противником значений по умолчанию, он все же предложил возможное решение, согласно которому Комиссия ЕС могла бы определить конкретные коды CN или комбинации стран CN, которые подвержены риску опасного перераспределения ресурсов.
«Для этих конкретных случаев, которые мы выявили на основе прозрачной методологии, мы бы использовали средние значения по стране [apply] по умолчанию, а затем посмотрели бы, сможет ли оператор опровергнуть предположение о том, что он не занимался вредным перераспределением ресурсов», — сказал Беккер.
Беккер отметил, что это «необходимо для повышения эффективности CBAM», но остается открытым для изменений.
Изменения в CBAM, направленные на предотвращение обхода, будут предложены в начале декабря, в то время как CBAM официально вступит в свою окончательную фазу в 2026 году.
Лора Робертс
fastmarkets.com

ТОП ЧИТАЕМЫХ
Новости
ЕС намерен исключить косвенные выбросы из CBAM для металлов
Новости
USWC продает редкие партии металлолома в Турцию
Новости
Австралия объявляет о плане поддержки производства стали с низким содержанием CO2
Новости
Немецкий Klöckner сообщил о снижении чистого убытка в третьем квартале 2025 года
Новости
JSW ведет переговоры с японскими и южнокорейскими компаниями о создании совместного предприятия по производству аккумуляторов в Индии
Новости
ArcelorMittal ожидает, что новая торговая политика увеличит спрос на сталь
Новости
Высокие цены на стальной лист в Европе поддерживаются ценовым давлением CBAM, большим предложением слябов и отсутствием импорта