Среди ключевых нерешенных вопросов в отношениях России и Белоруссии, которые осложняют интеграцию двух стран, независимый эксперт Дмитрий Болкунец выделяет переговоры по нефти, газу и доступу белорусских товаров на российский рынок. Все несогласованные позиции Москва и Минск планируют согласовать на министерской встрече Союзного государства 19 ноября.
Три ключевых вопроса интеграции Союзного государства
Правительства Белоруссии и России к 1 декабря представят главам государств проекты отраслевых «дорожных карт» по развитию интеграции, поделился с журналистами планами премьер-министр Белоруссии Сергей Румас. Подготовительным этапом должно стать заседание совета министров Союзного государства, которое запланировано на 19 ноября.
На министерской встрече Союзного государства будут присутствовать все министры от двух стран. По каждой «дорожной карте», где остались несогласованные позиции, в присутствии премьеров будем разбираться, сказал Румас, уточнив, что дорожные карты будут подписывать руководители министерств и ведомств, а главы государств скрепят подписями общую программу действий.
«Главные разногласия Москвы и Минска вскрыло вчерашнее заявление пресс-секретаря Александра Лукашенко, по поводу слов белорусского президента о «чужих войнах». Очевидно, что белорусский президент надиктовал его лично. Там говорится о том, что после стольких пройденных вместе испытаний сегодня наши страны погрязли в бесконечных переговорах по нефти, газу и доступу белорусских товаров на российский рынок. Все три этих вопроса можно назвать ключевыми.
Не решен вопрос по цене на газ в новом контракте с 2020 года, как и не решен вопрос по возврату таможенных пошлин в связи с налоговым маневром. Буквально на днях стало известно, что потери от прекращения «перетаможки» нефти из России и налогового маневра в 2020 году для белорусского бюджета составят более 400 млн долларов. Это большие потери для Минска, но Россия увязала согласование вопросов с пакетом интеграционных соглашений. Белоруссия же предлагает сначала решить денежные вопросы, а потом запустить интеграцию, и здесь идет очень серьезная нестыковка», — считает эксперт ФБА «Экономика сегодня».
Союзный договор между Россией и Белоруссией был подписан еще 20 лет назад, но за это время ни один глобальный пункт из него не был реализован в рамках двусторонних отношений. Чтобы программа Союзного государства смогла заработать на практике, новая модель должна учитывать большую разницу в масштабах государств, а соответственно и их интересах, заявил нам чуть ранее ведущий научный сотрудник РИСИ Олег Неменский.
Принятие нового таможенного кодекса
В Минске должны понимать, что Москва не пытается выставить новое интеграционное пространство вокруг себя. Основная задача состоит в выстраивании в первую очередь эффективной экономической интеграции с возможностью дальнейшего развития этих процессов.
Выработанные меры должны серьезно повысить товарообмен и по-настоящему открыть рынки, то есть снять сохраняющиеся до сих пор торговые барьеры. Имеющиеся проблемы в торговой сфере являются следствием неэффективности прежних моделей интеграции РФ и Белоруссии.
«Еще один ключевой момент – в дорожных картах есть группа вопросов, связанная с принятием нового таможенного кодекса. Белорусская сторона в этом вопросе сильно сопротивляется, объясняя свое решение нежеланием переходить на таможенный кодекс РФ, так как она в этом случае якобы теряет свой суверенитет. При этом в качестве альтернативы Минск предлагает российской власти взять за основу белорусский кодекс. Очевидно, что Россия на это не пойдет.
Такие разногласия в подходах вызывают очень сильное недопонимание между сторонами и мешают развитию углубленной интеграции, о которой идет речь. Даже если к 1 декабря удастся выработать какой-то консенсус и дорожная карта президентами будет подписана, самое интересное только начнется. Вопрос в том, как Белоруссия будет исполнять положения «дорожных карт». Пока в Минске скорее рассчитывают на финансовую поддержку Москвы под так называемую интеграцию, а выполнение интеграционных соглашений может затянуться», — предполагает Дмитрий Болкунец.
Большинство экспертов соглашается, что главные разногласия сегодня лежат именно в сфере реального сектора. Но представить ситуацию, при которой две страны живут в экономике по единым правилам, с общими ценами и тарифами, а в политике действуют как независимые государства, невозможно — по этому ключевому вопросу еще предстоит выработать компромисс.
Автор:
Андрей Петров
ТОП ЧИТАЕМЫХ
Новости
Tibnor поставляет сталь SSAB Zero для строительства судов в Норвегии
Новости
ЕС увеличил квоты для турецкого металлопроката
Новости
Вездеходы: Технология, Преодолевающая Препятствия
Новости
Объемы лома на LME выросли на неделе; фьючерсные контракты в состоянии контанго
Новости
Австралийская MinRes обеспечит железорудный проект Onslow солнечной энергией
Новости
Подведены итоги VII ежегодной Премии в области дизайна Best for Life Design.
Новости
Немецкая лазурь для дерева: идеальное решение для защиты и эстетики