Новая стратегия компании «Нафтогаз» по добыче газа на Украине является стандартной и не вызывает значительного удивления – полагает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.
На Украине видоизменили подход к внутренней добыче
Дело в том, что согласно новой стратегии компании «Нафтогаз Украины» основные финансовые усилия будет направляться на интенсификацию добычи на эффективных месторождениях, а саму эффективность выполнения программы будут оценивать не общим объемом добытого топлива, а финансовым результатом каждой конкретной структуры. И надо сказать, что это стандартная практика для мировой энергетики.
Только проблема заключается в том, что в Киеве ставилась задача по увеличению объемов добываемого газа с 20 млрд до более серьезных величин, чтобы не зависеть от импорта из России и так называемого реверса, но ситуация показывает, что это невозможно.
Согласно статистике «Нафтогаза», Украина увеличила потребление газа в 2018 году с 31,9 до 32,3 млрд кубометров, причем суммарное потребление со стороны населения продолжает снижаться, а потребление промышленности, наоборот, немного выросло.
Это и неудивительно, поскольку Украина по соотношению цен на тарифы на газ к реальным доходам населения является европейским лидером, поэтому граждане данной страны делают все, чтобы как можно больше сократить свои затраты по этой расходной статье.
Другой вопрос, что снижать общее потребление больше невозможно – тогда на Украине точно остановится коммунальный сектор и почти все производство, поэтому текущее соотношение между добычей газа и потреблением является максимальным для этой страны.
«Когда оценивают запасы углеводородов, то обычно имеются в виду такие запасы, которые пригодны к извлечению с точки зрения коммерческой целесообразности, а не вообще все природные ископаемые, размещенные на конкретной территории», — заключает Перов.
Здесь можно вспомнить ситуацию с Венесуэлой, которую правительство этой страны любит называть мировой кладовой нефти и газа, но на практике большая часть заявленных Каракасом запасов газов является трудно извлекаемыми и коммерчески не выгодными.
«По этой причине я не вижу в этом решении «Нафтогаза» чего-либо кардинального. Мне кажется, что здесь много шума из ничего. К чему это приведет, сказать сложно, но очевидно, что какой-то смысл в данной истории все же имеется», — констатирует Перов.
Украина не сможет отказаться от импорта российского газа
Возможно, что руководство «Нафтогаза» решило внести свой вклад в борьбу с коррупцией – на Украине после 2014 года была объявлена настоящая программа по замещению импорта внутренним производством газа. На это украинское государство выделило определенные деньги и возможно они были потрачены на нерентабельные проекты, которые обернулись для Украины финансовым убытком.
Ведь можно добывать трудно извлекаемый газ с себестоимостью в 1000 долларов за кубометр, а можно покупать его на внешнем рынке в четыре-пять раз дешевле, причем основные потери несет здесь украинский бюджет, который лимитирует внутренние тарифы.
«Так-то, ничего такого в данном решении «Нафтогаза» нет. Возможно, в нем есть какой-то глубинный смысл, но на практике мы о нем ничего не знаем и можем только предполагать. Просто если компания добывает природный газ, и ей принадлежат определенные запасы, то мы, главным образом, оцениваем то, сколько она может извлечь и сколько она может на этом заработать», — резюмирует Перов.
Что касается перспектив украинской добычи газа, то, как замечает эксперт, до 2014 года считалось, что наилучшие месторождения у этой страны расположены на Черноморском шельфе, но теперь их в основном контролирует крымская компания «Черноморнефтегаз».
«Большая часть старого шельфа перешла под контроль России, поэтому общее положение для Украины здесь изменилось. Кроме того, заявления о сокращении зависимости Украины от российских энергоресурсов мы слышим от Киева уже много лет, причем сам этот процесс начался задолго до 2014 года. При этом, особенных успехов украинцы в этой истории не достигли», — заключает Перов.
Все снижение потребления газа на Украине достигнуто за счет остановки предприятий и подорожания тарифов. Это привело к тому, что цены стали невыносимы, предприятия массово закрывались, а нормы потребления энергии для граждан качественно снижаться.
«А так, например, в Крыму до 2014 года украинцы установили кучу ВИЭ, т.е. возобновляемых источников энергии. Например, это ветровые установки и солнечные батареи, что им нужно было для снижения энергетической зависимости от России», — констатирует Перов.
У украинцев было громадье планов, причем они не ограничивали себя здесь только увеличением добычи газа, но это ни к чему не привело. И поэтому даже в удачные для себя годы Киев не мог ничего сделать с газовой и энергетической зависимостью от России.
«Тут можно привести аналогию с Польшей, где еще десять лет назад были похожие заявления по поводу сокращения зависимости от России, в результате чего, Варшава активизировала, как добычу природного газа, так и сделала ставку на сланцевую добычу. Пару лет шел данный процесс, определенные результаты были достигнуты, но, в целом, все обернулось пшиком», — резюмирует Перов.
Поэтому все эти украинские проекты носят политический характер, и, как мы видим, Киев опять от них отказывается.
Автор:
Дмитрий Сикорский
ТОП ЧИТАЕМЫХ
Новости
Вездеходы: Технология, Преодолевающая Препятствия
Новости
Объемы лома на LME выросли на неделе; фьючерсные контракты в состоянии контанго
Новости
Австралийская MinRes обеспечит железорудный проект Onslow солнечной энергией
Новости
Подведены итоги VII ежегодной Премии в области дизайна Best for Life Design.
Новости
Немецкая лазурь для дерева: идеальное решение для защиты и эстетики
Новости
Рейтинг детекторов проводки
Новости
Типы телекоммуникационных шкафов — особенности и характеристики