
Европейский союз планирует отменить запрет на новые двигатели внутреннего сгорания (ДВС), первоначально установленный на 2035 год, разрешив некоторые выбросы от бензиновых двигателей и гибридов, если они будут компенсированы использованием экологически чистой стали и биотоплива, при одновременной поддержке производителей небольших электромобилей (EV).
Производители стали приветствовали потенциальный спрос на экологически чистую сталь, однако существует риск того, что приоритет будет отдан более дешевым вариантам.
Согласно предложению Европейской комиссии по регулированию автомобильных пакетов, опубликованному во вторник, 16 декабря, Европейский союз предлагает снизить целевые показатели выбросов углекислого газа (CO2) для новых легковых и легких коммерческих автомобилей на 2035 год, что позволит продолжить производство автомобилей с ДВС и гибридных автомобилей.
В 2022 году ЕС установила цель на 2035 год: продавать новые автомобили с нулевым уровнем выбросов углекислого газа, как указано в Постановлении ЕС 2019/631 и в соответствии с политикой, благоприятной для климата.
Теперь этот целевой показатель снижен до минус 90% по сравнению с уровнем выбросов 2021 года, а оставшиеся 10% выбросов будут компенсированы за счет использования «низкоуглеродистой стали, произведенной в ЕС», или электронного топлива и биотоплива», — говорится в сообщении ЕК.
В целях поддержки электромобильности новый автомобильный пакет также включает в себя кредиты для автопроизводителей на «небольшие доступные электромобили, произведенные в ЕС» и финансирование европейских производителей аккумуляторов в рамках программы Battery Booster стоимостью 1,8 миллиарда евро (2,1 миллиарда долларов).
«Это звучит как большие деньги, но на самом деле их недостаточно», — сказал Уильям Адамс, глава отдела цветных металлов и главный аналитик по аккумуляторному сырью в Fastmarkets. Он добавил, что шведский производитель аккумуляторов Northvolt получила государственное финансирование в размере 0,9 млрд евро, но это не спасло ее от банкротства.
Рынок электромобилей нуждается в реалистичных целях
Адамс сказал, что новое сокращение выбросов в ЕС «разочаровывает, но, вероятно, необходимо» для поддержки автопроизводителей в Европе.
По данным Европейской ассоциации автопроизводителей (ACEA), в 2025 году в ЕС было зарегистрировано 27% новых автомобилей с бензиновыми двигателями и 35% гибридных электромобилей (ICE с дополнительной батареей), при этом примерно 25% нового парка составляли электромобили с подключаемым модулем и аккумуляторами. Ассоциация представляет интересы 15 крупнейших производителей в регионе.
Спрос электромобилей на металлы и минералы, используемые в их аккумуляторах, такие как литий, кобальт, графит, марганец, никель и другие, имеет решающее значение.
«ACEA призвала к срочному пересмотру действующих стандартов по выбросам CO2 для легковых автомобилей и микроавтобусов, поскольку при сегодняшних рыночных условиях целевые показатели по выбросам CO2 для легковых автомобилей и микроавтобусов на 2030 и 2035 годы больше не являются реалистичными», — говорится в заявлении ассоциации о новом автомобильном пакете во вторник.
Рыночные условия для европейского автомобильного сектора были сложными из-за низкого потребительского спроса и конкуренции со стороны автомобилей китайского производства.
«Учитывая, что за последние шесть лет ежегодное производство автомобилей сократилось на 3 миллиона, а продажи малолитражек — на 1,6 миллиона, возрождение этого сегмента и поддержка внедрения электромобилей, произведенных в ЕС, поддержат производство и рабочие места», — говорится в заявлении ЕК.
ЕС заявляет, что с принятием нового регламента «гибриды с подключаемым модулем (PHEV), увеличители радиуса действия, гибриды с мягким приводом и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания могут по-прежнему играть важную роль после 2035 года, в дополнение к полностью электрическим и водородным транспортным средствам».
Новые правила могут повысить спрос на экологически чистую сталь, но в пользу более дешевых вариантов
Источники Fastmarkets в сталелитейной отрасли сообщили, что предлагаемые изменения могут поддержать спрос на низкоуглеродистую, или «зеленую», сталь, которая сейчас является нишевым рынком.
«Количество проектов в Европе, где действительно требуется экологически чистая сталь, очень невелико, а круг покупателей остается ограниченным», — сообщил Fastmarkets источник в немецком сервисном центре по производству стали.
«Если автопроизводители смогут компенсировать до 10% выбросов за счет использования низкоуглеродистой или экологически чистой стали, произведенной в Европе, экологичная сталь превратится из бремени затрат в регулирующий актив и конкурентное преимущество», — сообщил Fastmarkets источник на сталелитейном заводе в Европе.
В 2023 году Fastmarkets впервые в мире провела в Европе оценку премиальных за «зеленый» листовой прокат, что ознаменовало стремление отрасли к обезуглероживанию.
Методология Fastmarkets определяет европейский «зеленый плоский прокат» как «сталь, произведенную с выбросами в объемах 1, 2 и 3, не превышающими 0,8 тонны CO2 на тонну стали».
Однако из-за отсутствия четкого определения «экологически чистой стали» в новых нормативных актах политика рискует стимулировать спрос в первую очередь на сталь с пониженным содержанием углерода, а не на действительно экологически чистую сталь, если не будут четко определены пороговые значения, считают в Fastmarkets.
Большинство интегрированных производителей плоского проката в Европе по-прежнему используют технологию производства в доменных печах и кислородно-конвертерных печах, но сокращают выбросы CO2 в соответствии со строгими нормами ЕС, а продажи стали с сокращением выбросов углекислого газа на 20-30% представляют собой ощутимый сегмент рынка и могут привлечь значительные инвестиции. премии.
Методология Fastmarkets определяет листовую сталь с пониженным содержанием углерода как сталь, произведенную впечи st с пороговым уровнем выбросов 1,4-1,8 тонны CO2 на тонну стали.
Согласно данным Fastmarkets, экологически чистая сталь является более дорогостоящим вариантом по сравнению с низкоуглеродистой сталью.
Еженедельная оценка Fastmarkets цен на отечественный плоский прокат с дифференциалом к индексу HRC для Северной Европы, произведенный на условиях exw, тем временем, была установлена на уровне 140 евро за тонну по состоянию на середину 11 декабря.
Оценка Fastmarkets разницы в снижении выбросов углекислого газа при производстве плоского проката в Северной Европе на 11 декабря составила 45 евро за тонну.
Сколько потребуется экологически чистой стали
Отраслевые источники неоднократно подчеркивали, что экологически чистая сталь останется нишевым рынком, если ЕС не активизирует проект государственных закупок и не предоставит стимулы, стимулирующие производителей оборудования «покупать экологически чистую сталь».
По расчетам Fastmarkets, недавно предложенное снижение выбросов (до 10% от уровня 2021 года) за счет использования экологически чистой стали может быть ограничено примерно 1 миллионом тонн в год.
По данным Международного совета по экологически чистому транспорту, в каждом легковом автомобиле в ЕС используется около 800 килограммов стали. По данным ACEA, в 2024 году в ЕС было зарегистрировано 10,6 миллиона новых легковых автомобилей. Исходя из этих затрат, в ЕС для производства легковых автомобилей используется около 8,5 миллионов тонн стали в год
.
Количество зарегистрированных в ЕС новых фургонов (легких коммерческих автомобилей) в 2024 году составило 1,58 миллиона единиц в год, при этом количество стали, используемой на один фургон, составляет около 1,00-1,20 тонны. Таким образом, общий объем стали, используемой в фургонах, составляет около 1,6-1,9 млн тонн в год
.
Таким образом, общий объем производства новых легковых автомобилей в ЕС (вместе взятых легковых автомобилей и фургонов) составляет примерно 10,1-10,4 млн тонн, что является пределом спроса.
Предполагая, что только около 10% новых легковых автомобилей и фургонов нуждаются в замене, и они «покрывают это» за счет закупок низкоуглеродистой стали, Fastmarkets оценивает спрос на экологически чистую сталь примерно в 1 миллион тонн в год, обусловленный упомянутым обновлением политики.
Даже если бы 100% из допустимых 10%-ных требований были соблюдены при использовании только экологически чистой стали, а не биотоплива, спрос был бы механически ограничен на уровне около 1 млн тонн в год, если только порог не будет повышен или сталь не получит непропорционально высокие выбросы CO2.
Как биотопливо может сыграть свою роль
«Электромобильность останется доминирующим направлением, но другие жизнеспособные технологии могут помочь сократить выбросы», — говорится в комментариях ACEA к новому автомобильному пакету ЕС.
Электронное топливо и биотопливо — это еще один способ компенсировать выбросы CO2 и разрешить использование различных типов транспортных средств в Европе, говорится в новом регламенте.
По словам аналитика Fastmarkets Мелиссы Казин, непосредственный эффект от новых правил ограничен, поскольку биодизельное топливо имеет ограниченное применение в легковых автомобилях, а производство электронного топлива находится в стадии становления.
Электронное топливо — это бензиновое топливо, производимое с использованием возобновляемой электроэнергии, воды и улавливаемого CO2, но его производство является развивающейся отраслью из-за высоких производственных затрат, сказал Кузен.
«Биотопливо — это жидкое или газообразное топливо, получаемое из биомассы, которое в настоящее время в основном используется в сельском хозяйстве и из отходов; биодизель обычно смешивают с обычным дизельным топливом ископаемого происхождения для использования в двигателях внутреннего сгорания, в основном в грузовиках, строительной и сельскохозяйственной технике», — сказал Кузен.
Автор: Юлия Болотова, София Окунь
fastmarkets.com

ТОП ЧИТАЕМЫХ
Новости
ЕС ослабляет запрет ICE на 2035 год, установленный для поддержки экологически чистой стали, биотоплива и небольших электромобилей
Новости
Европейские цены на HRC немного снизились, рынок ожидает новых правил
Новости
Покупатели стали в ЕС готовятся к волатильности цен CBAM
Новости
Местные цены на металлолом в Польше в декабре укрепились на более высоком уровне
Новости
ЕС планирует пересмотреть Фонд исследований в области угля и стали, чтобы стимулировать декарбонизацию и инновации
Новости
продажи автомобилей в Индии идут на рекорд
Новости
Импортеры предупреждают, что стоимость CBAM по умолчанию приближается к 300 евро за тонну