Европейская комиссия обнародовала масштабные реформы, призванные защитить европейскую сталелитейную промышленность от глобального переизбытка производственных мощностей, подготовив почву для одного из самых значительных изменений в торговой политике ЕС за последнее десятилетие.

Европейская комиссия обнародовала масштабные реформы, направленные на то, чтобы защитить европейскую сталелитейную промышленность от глобального переизбытка мощностей, подготовив почву для одного из самых значительных изменений в торговой политике ЕС за последние десять лет.
Предлагаемая ею замена существующих в ЕС защитных мер при импорте стали принятые меры приведут к пересмотру беспошлинных квот, пересмотру распределения по странам и ужесточению контроля за торговлей. Однако, поскольку технических подробностей пока не обнародовано, большая часть влияния на рынок остается открытой для интерпретации.
В этой аналитической статье депутаты Европарламента исследуют, как новая система может перераспределить квоты между ключевыми экспортерами, выявляя потенциальных победителей и проигравших на основе имеющихся данных и логики распределения, использовавшейся в предыдущих защитных мерах.
План по восстановлению защитных мер ЕС
Европейская комиссия обнародовала свое долгожданное предложение по замене существующего в ЕС режима защитных мер при импорте стали в октябре 7.
В соответствии с этим предложением, Европейская комиссия объем беспошлинной квоты на импорт стали будет сокращен примерно на 47%, примерно с 33 млн тонн до 18 млн тонн. Тарифная ставка на импорт, превышающий эту квоту, удвоится с 25% до 50%.
Это предложение также положит конец практике переноса неиспользованных квот на следующий квартал, потребует от импортеров указывать происхождение стали в декларациях о выплавке и разливке и предоставлять Комиссия уполномочена распространить действие мер на новые продукты в ходе будущих проверок.
Ожидается, что в случае одобрения меры вступят в силу 1 июля 2026 года и будут действовать до 2031 года, а пересмотр запланирован на середину 2027 года.
Поскольку Комиссия еще не опубликовала свои подробные правила реализации или распределение по странам, ключевые вопросы остаются без ответа. К ним относятся страны-экспортеры, которые получат квоты для конкретных стран, на которые будут распространяться остаточные (все остальные) квоты, а также развивающиеся страны, которые могут быть освобождены от правил ВТО.
Подтвержденная информация о распределении квот ЕС на импорт стали
Европейская комиссия подтвердила, что ее предложение вводит двухуровневый подход к установлению ограничений на импорт стали в ЕС. Это сделано для того, чтобы сопоставить долгосрочные данные с актуальными тенденциями импорта.
Общий объем тарифных квот ЕС (TRQ) для каждой категории стальной продукции будет основан на объемах импорта в блок в 2013 году. Комиссия выбрала этот год в качестве контрольного, поскольку он предшествовал глобальному кризису избыточных сталелитейных мощностей и считается нейтральным показателем нормальных условий торговли.
Распределение квот по каждой товарной категории будет рассчитываться исходя из средних долей импорта, зарегистрированных в период с 2022 по 2024 год. Комиссия заявляет, что такой подход обеспечит отражение в системе самых последних тенденций в торговле, сохраняя при этом преемственность со структурой, используемой в рамках истекающего защитного режима.
Распределение квот на импорт стали…недостающие детали
Хотя Комиссия еще не утвердила точную методологию распределения квот для конкретных стран, имеющиеся данные убедительно свидетельствуют о том, что новая система будет следовать той же логике распределения, что и действующие гарантии. В пресс-релизе Комиссии от 7 октября подтверждено, что она продолжит предоставлять основным торговым партнерам ассигнования по конкретным странам в соответствии со статьей XXVIII ГАТТ и что новые рамки будут полностью соответствовать требованиям ВТО.
Исходя из этого, разумно предположить, что распределение торговых квот будет, опять же, разделено на три основные группы:
- Квоты для конкретных стран: на страны-экспортеры приходится более 5% от общего объема импорта Ожидается, что на импорт ЕС в определенной категории товаров будут распространяться квоты для конкретных стран.
- Остаточные квоты: страны-экспортеры, доля импорта которых в определенной категории составляет менее 5%, скорее всего, будут объединены в общую квоту «все остальные».
- Исключения для развивающихся стран: импорт из развивающихся стран не облагается налогом, если он составляет 3% или менее от общего объема импорта данного товара. Однако это исключение не применяется, если в совокупности на все развивающиеся страны с объемом импорта не более 3% приходится более 9% от общего объема импорта.
На практике это означает, что предлагаемые меры, скорее всего, повторят существующую модель распределения, скорректированную заново с обновленными базисными годами, используя 2013 год для общих объемов и 2022-2024 годы для долей импорта.
Применяя систему
В то время как Комиссияn еще не опубликованы подробные положения о внедрении или распределение средств по конкретным странам, приведенные ниже цифры представляют собой ориентировочные оценки, основанные на данных членов Европарламента.
Этот подход дает реалистичный прогноз того, как можно было бы распределить общую предлагаемую квоту в размере 5 198 712 тонн, если бы новая система отражала структуру распределения в рамках истекающего защитного режима.
Таблица членов Европарламента, озаглавленная «Предполагаемая квота». распределение» в карусели изображений, приведенной выше, представлено наше предполагаемое распределение квот для крупнейшей категории продукции – горячекатаных листов и полос из нелегированных материалов и других сплавов категории 1А.
Проведенный Евродепутатами анализ потенциального распределения квот показывает, что совокупная доля малых развивающихся стран составляет чуть более 7%, что позволяет предположить, что они будут соответствовать критериям исключения. В результате Бразилия, Индонезия, Саудовская Аравия, Казахстан, Таиланд и Малайзия, наряду с другими развивающимися странами, на долю которых приходится незначительная доля европейского импорта, вероятно, останутся освобожденными от новых защитных квот на горячекатаный рулон.
Существует также неопределенность в отношении как будут относиться к Украине в рамках новой системы. Европейская комиссия заявила, что странам-кандидатам, сталкивающимся с исключительными ситуациями в области безопасности, таким как Украина, будет уделено особое внимание при установлении квот. Таким образом, Украина включена в этот анализ, но ее окончательный статус может измениться в зависимости от того, как Комиссия применит это руководство.
Сравнение с текущими защитными квотами ЕС
Переход от текущего режима защитных мер к предлагаемой системе не только сокращает общие объемы квот, но и изменяет доступ на рынки стран-экспортеров.
Несколько стран, которые ранее распределяли индивидуальные квоты, включая Великобританию, Австралию и Канаду, теперь перейдут в общую категорию «другие страны», в то время как другие, такие как Ливия и Алжир, вероятно, будут освобождены от ответственности в соответствии с положениями о развивающихся странах.
В соответствии с существующими мерами классификация квот также стала более сложной. Первоначально квоты по конкретным странам были установлены для крупных экспортеров с наибольшей долей импорта, но позже Комиссия ввела ограничения по странам в рамках квоты «другие страны», чтобы не допустить монополизации доминирующими поставщиками оставшейся доли. Согласно этому правилу, любая страна-экспортер может использовать не более 13% от остаточной квоты.
На диаграмме членов Европарламента в карусели изображений, приведенной выше, показано, как могут измениться классификации экспортеров в период между 2025 и предлагаемыми рамками 2026 годов. Это дает представление о том, какие страны могут сохранить, потерять или получить индивидуальные квоты, а какие, скорее всего, будут освобождены от них.
Победители: какие страны могут извлечь выгоду из изменений?
Япония и Тайвань выделяются в качестве ключевых бенефициаров новой системы. В 2025 году обе страны были включены в более широкую категорию «другие страны», где квоты для отдельных экспортеров были ограничены максимум 13% от общей квоты. Переходя к квотам для конкретных стран в соответствии с предложением 2026 года, обе страны получают прямой доступ к более крупным ассигнованиям.
Среди развивающихся стран несколько стран также могут оказаться в более выгодном конкурентном положении в рамках предлагаемых защитных мер. Ожидается, что такие страны, как Алжир, Бразилия и Индонезия, сохранят или получат льготы в соответствии с положениями о развивающихся странах, а это означает, что их экспорт стали в ЕС может осуществляться беспошлинно. Это создает потенциальное преимущество в затратах по сравнению с крупными поставщиками, на которых все еще распространяются ограничения по квотам.
Эти страны отличает не просто их статус освобожденных от квот, но и их способность извлекать из этого выгоду. У каждого из них есть либо устоявшаяся сталелитейная база, либо активные проекты по расширению мощностей, направленные на обслуживание экспортных рынков.
Алжир, например, продолжает наращивать производство плоского проката на предприятиях Tosyali Algeria и других заводах, позиционируя себя как крупнейшего экспортера из Северной Африки в Европу. Бразилия, которая уже является ключевым поставщиком слябов для перерабатывающих предприятий ЕС, может увеличить поставки, если внутренний спрос останется низким. Индонезия, тем временем, быстро наращивает производство за счет новых заводов и инвестиций со стороны поддерживаемых Китаем групп, что обеспечивает ей растущий экспортный потенциал в области горячекатаной стали и стали с покрытием.
Вместе эти развивающиеся страны могли бы восполнить некоторые пробелы в поставках, образовавшиеся в результате сокращения квот на традиционные страны-поставщики, такие как Турция, Индия и Южная Корея. Их успех в использовании этого преимущества будет зависеть от транспортных расходов, стандартов ЕС на продукцию и объема производствастраны-экспортеры могут переориентироваться на производство, ориентированное на экспорт.
Проигравшие: какие страны могут пострадать от новых мер?
Ожидается, что турецкие производители стали понесут убытки в рамках предложенного Комиссией механизма торговой защиты. Страна столкнулась с 60-процентным сокращением своей беспошлинной квоты.
Турецкие экспортеры стали неизменно использовали свою квоту на горячекатаный рулон в первые несколько дней периода действия квот, несмотря на то, что в стране действуют гораздо более высокие ограничения. Таким образом, новое распределение в объеме чуть более 633 000 тонн будет представлять собой серьезное препятствие.
Южная Корея находится в аналогичном положении, сократив квоты на 29% и продемонстрировав высокие показатели досрочного использования квот в последние кварталы. Меньшая надбавка снизит уровень, при котором корейские производители достигнут тарифного порога.
Сербия и Индия также ожидают существенного сокращения квот на 50% и 35% соответственно. Однако, в отличие от Турции и Южной Кореи, в последние периоды их квоты не соблюдались постоянно, а это означает, что непосредственные последствия для экспортеров в этих странах, вероятно, будут менее серьезными.
Два выдающихся примера: Китай и Украина
Китай и Украина особенно важны для мониторинга в рамках предлагаемой ЕС замены защитных мер – каждый по своим причинам.
Китай представляет собой сложную ситуацию в рамках предлагаемых рамок. Несмотря на то, что компания является крупнейшим источником избыточных сталелитейных мощностей в мире и сообщает о рекордных объемах экспорта, поставки горячекатаного рулона в ЕС в последние годы резко сократились. Это связано с существующими торговыми защитными мерами ЕС, в первую очередь с антидемпинговыми пошлинами в размере до 37,9%, введенными в 2017 году на эту категорию продукции.
Поскольку Китай больше не является крупным поставщиком горячекатаного рулона на рынок ЕС, маловероятно, что страна примет его в свои ряды.- конкретная квота в соответствии с новой системой. Однако, учитывая масштабы экспорта других категорий товаров, Пекин, как ожидается, столкнется с гораздо более жесткими ограничениями в других областях.
Украина занимает уникальное положение, обусловленное как геополитическими, так и экономическими соображениями. В предложении Европейской комиссии четко указано, что распределение квот должно учитывать «ситуацию, когда страна-кандидат сталкивается с исключительной и неотложной ситуацией в области безопасности». Эта формулировка явно относится к Украине. ЕС уже расширил меры по либерализации торговли, чтобы поддержать украинскую экономику, и рамочные защитные меры могут стать еще одним инструментом для этого.
Учитывая близость Украины к рынку ЕС, значительные довоенные мощности по производству стали и перспективу восстановления за счет реконструкции, Украина может получить преференциальный режим, возможно, за счет расширения квот или сохранения тарифных льгот.
Некоторые представители отрасли в Польше выразили обеспокоенность по поводу возможности применения льгот для Украины. Они утверждают, что разрешение украинской металлургии ввозиться в ЕС без ограничений может исказить конкуренцию, особенно учитывая хрупкое восстановление отрасли и продолжающиеся усилия по реструктуризации в Центральной Европе.
Если Украине будет предоставлено полное освобождение или особый преференциальный режим, баланс доступа на рынки может измениться важно отметить, что это изменит структуру поставок и динамику конкуренции на рынке ЕС.
Вывод: изменение рыночного ландшафта
Проведенный Евродепутатами анализ предлагаемых Европейской комиссией мер по замене защитных мер на сталь демонстрирует, как новые меры могут изменить доступ к рынку для экспортеров горячекатаного рулона с июля 1, 2026.
В то время как общее сокращение беспошлинных квот свидетельствует о широком сокращении, при более внимательном рассмотрении обнаруживаются значительные структурные изменения, при этом некоторые поставщики сталкиваются с резкими сокращениями, в то время как другие получают специальные отчисления или льготы.
Однако данный анализ посвящен исключительно горячекатаным листам и лентам из нелегированных и других сплавов категории 1А. Это всего лишь одна из 30 категорий товаров, на которые распространяются предлагаемые меры.
В течение отчетного периода 2022-2024 годов, установленного Комиссией, структура импорта каждой категории будет отличаться, что, вероятно, приведет к различным уровням квот и распределению по странам. Следовательно, распределение победителей и проигравших, указанное здесь, может существенно отличаться по другим видам стальной продукции.
Однако, взятые вместе, эти изменения свидетельствуют о четком перераспределении доступа к рынку стали ЕС, что значительно сокращает возможности беспошлинного экспорта для некоторых стран.ng-устоявшиеся поставщики, новые возможности для других и несколько ключевых неопределенностей, которые еще предстоит устранить.

ТОП ЧИТАЕМЫХ
Новости
ЕВРАЗ представил уникальную линейку стальных мелющих шаров "Шармакс" для обогатительных предприятий
Новости
Анализ: понимание предложения ЕС по защите стали
Новости
Европейские заводы откладывают выпуск рулонов из-за неопределенности
Новости
Новый рекорд на глобальном рынке электрических авто
Новости
WPIC: Спрос и предложение платины снизятся в 2025 году
Новости
"ТМК Нефтегазсервис" построил первый трубопровод "под ключ" с использованием технологии бессварной сборки
Новости
WGC: Инвестиционный спрос держит золото в тонусе