Атака на два танкера в Оманском заливе – это продолжение истории 12 мая, когда устроили диверсии в порту Фуджайра. Такое мнение ФБА «Экономика сегодня» озвучил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
«Нынешняя история будто повторяет события месячной давности, когда прошли сообщения о масштабных нападениях на танкеры в ОАЭ. События должны были быть очень значимыми, однако общественности даже толком не показали повреждения, которые понесли суда. По СМИ прошли кадры лишь один танкер с непонятной вмятиной в кормовой части. Ни у одного из судов не было утечки нефти, так как об этом трубили бы экологи. Ни один танкер не затонул, зато их отбуксировали на военную базу и никому не показывают.
Зато саудиты и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) поспешили обвинить Иран в атаке. Тегеран действительно угрожал перекрыть Ормузский пролив, затопив в нем крупные суда, если давление на него перейдет в агрессию. И не понятно, зачем Ирану атаковать танкеры сейчас – перекрытие пролива для него последний козырь на случай войны. И версии торпедных атак критики не выдерживают – нет даже разлива нефти, торпеды нанесли бы серьезные повреждения», — отмечает специалист.
Ливанские СМИ сообщили об атаке на два танкера в Оманском заливе – по данным телеканала Al-Mayadeen, их торпедировали. Свидетели рассказали о двух взрывах и поступивших с судов сигналах бедствия. В компаниях-операторах танкеров подтвердили взрывы, пожар на борту и эвакуацию экипажей, но отметили: причины инцидентов еще выясняются. По их данным, с нефтеперевозчика Front Altair эвакуировали 23 человека. С танкера Kokuka Courageous с грузом метанола эвакуировали 21 моряка, одного – с травмой.
«Если США нападут на Иран, тот перекроет Ормузский пролив, чем вызовет мировой энергетический кризис. Треть всей нефти мирового рынка идет через этот узкий перешеек. Кроме того, треть всего сжиженного природного газа, торгуемого на планете, Катар направляет по этому стратегическому пути. Но пока на Иран давят санкциями, он сопротивляется – смысла нападать на чужие танкеры для него просто нет. Это лишь усугубит положение Тегерана, который в таком раскладе отнюдь не заинтересован.
Похоже, региональные игроки устраивают провокации, чтобы дать повод США к действиям. Они показывают, что Иран может атаковать суда и ущемить интересы Америки. Сами Штаты не скрывают антииранского курса и пытаются вывести Тегеран из глобальной игры. Ведь с саудитами Иран де-факто воюет в Йемене, с проамериканскаими курдами – в Сирии. При этом иранские войска обстреливает Израиль, также заинтересованный в подавлении этого крупного ближневосточного игрока», — считает эксперт.
Атаки и котировки
Сегодняшний инцидент поход на события месячной давности. 12 мая в порту эмирата Фуджайра, что в непосредственной близости от Ормузского пролива, прогремело несколько взрывов, после чего огнем оказались охвачены от семи до десяти нефтетанкеров. МИД ОАЭ назвал взрыв судов диверсией. Саудовская Аравия обвинила в дестабилизации региона Иран, пообещав «со всей силой» ответить на нападение. Однако, насколько известно, дальше слов не пошло – официальных обвинений Тегерану не предъявляли.
Власти ОАЭ признали факт саботажа и повреждений у четырех танкеров, не называя их тип и национальную принадлежность. В понедельник утром министр энергетики Саудовской Аравии заявил о «диверсионном нападении» в отношении двух саудовских танкеров, один из которых шел пустым, чтобы принять груз сырой нефти для последующей доставки в США. По словам официальных источников, «акты вредительства» не привели к человеческим жертвам и загрязнению нефтью, однако суда получили серьезные повреждения.
«Перекрытие Ормузского пролива – страшный сон биржевых брокеров. Перекрытие его на день приведет к тому, что цена нефти на мировых рынках взлетит до 100 долларов за баррель. За неделю – до немыслимых значений, ибо мир охватит глобальный энергетический кризис. Потому стратегический пролив легко использовать для провокаций. И не удивительно, что уже 12 мая котировки нефти резко выросли.
Но непохоже, что «диверсии» с танкерами устраиваются именно для искусственного поднятия цен. Для влияния на рынок достаточно и словесных сигналов – к примеру, главная нефтяная компания саудитов Saudi Aramco заявит о готовящейся Ираном диверсии по перекрытию Ормузского пролива. Это вызовет панику и рост котировок, повреждать танкеры при этом не нужно.
Интересно, что каждый раз одной из первых «подробности» с места ЧП близ Ормузского пролива сообщает контролируемое Британией агентство Reuters. Оно же мгновенно включилось в раздувании инцидента с загрязнением российского нефтепровода «Дружба». На мой взгляд, в ЧП с танкерами мы видим подготовленную и выверенную информационную провокацию, кто-то политизирует ситуацию на энергорынках для влияния на них», — заключает Игорь Юшков.
Автор:
Максим Бут
ТОП ЧИТАЕМЫХ
Новости
Вездеходы: Технология, Преодолевающая Препятствия
Новости
Объемы лома на LME выросли на неделе; фьючерсные контракты в состоянии контанго
Новости
Австралийская MinRes обеспечит железорудный проект Onslow солнечной энергией
Новости
Подведены итоги VII ежегодной Премии в области дизайна Best for Life Design.
Новости
Немецкая лазурь для дерева: идеальное решение для защиты и эстетики
Новости
Рейтинг детекторов проводки
Новости
Типы телекоммуникационных шкафов — особенности и характеристики