США уже пять лет планируют отказаться от российских ракетных двигателей РД-180, и шансы успеть к 2022 году у них есть. Об этом ФБА «Экономика сегодня» рассказал руководитель Института космической политики Иван Моисеев.
«Американцы довольно долго пользовались российским ракетным двигателем РД-180 и пытались создать свой аналог, но особо с этим не спешили. Изменилось все в 2014 году, когда в ответ на введение антироссийских санкций Москва заявила о возможности прекращения поставок незаменимого для космической промышленности Штатов высокотехнологичного двигателя. Работы по созданию собственного аналога американцы форсировали и в плановом режиме хотят поставить в производство к 2022 году. Это было ожидаемо и для России сюрпризом не станет.
Других вариантов отправлять на экспорт отлично зарекомендовавший себя РД-180 не просматривается. Сопряжение ракеты с двигателем – очень сложный процесс, о таких планах становится известно задолго до того, как проект завершается. На сегодняшний день ни Китай, ни Индия, ни другие страны за российскими двигателями не обращались, предпочитая создавать собственные ракеты и двигатели едиными проектами, чтобы избежать проблем с их сопряжением», — отмечает специалист.
Глава Космического командования ВВС США Джон Реймонд в ходе слушаний в палате представителей конгресса объявил: Америка прекратит закупать российские ракетные двигатели РД-180 после 2022 года, другие варианты не рассматриваются. По его словам, Пентагон укладывается в установленные Конгрессом сроки, чтобы перейти на собственные разработки для запуска военных спутников. «Законом установлено, чтобы мы больше не закупали дополнительные двигатели после 2022 финансового года», — уточнил генерал.
«Американцы сделали ставку на создание двигателя BE-4 на метане и жидком кислороде, он создается специально под принципиально новую ракету Vulcan, она станет преемником носителя Атлас-5, где сейчас используют двигатели РД-180. По большому счету, новая ракета могла бы летать и на российских двигателях, но санкционная война и резкое охлаждение отношений с РФ заставили Вашингтон пересмотреть политику. Конечно, это привело к немалым расходам бюджета США.
Производство РД-180 после этого ожидаемо остановится – двигатель можно использовать, и даже создать под него новые ракеты. Но на рынке ракетостроения в мире сейчас предложение превышает спрос – делать что-то новое без конкретных целей и задач не выгодно. Есть ниша для легких и комбинированных носителей, а для традиционных, на которые и ставится РД-180, задач сейчас нет – все существующие проекты в России и мире уже обеспечены носителями, причем лет на 10-20 вперед», — подчеркивает специалист.
Перспективы и планы
Соглашение между Москвой и Вашингтоном, которое предусматривало поставки в США 101 двигателя РД-180 и оценивалось примерно в миллиард долларов, было заключено в 1997 году. В 2014-м Конгресс США из-за обострения отношений с РФ ввел запрет на использование РД-180, но в 2015 году отменил его, когда стало ясно, что свои двигатели в течение ближайших лет в США созданы не будут.
Позднее законодатели одобрили поправку к проекту оборонного бюджета, предусматривающую приобретение еще 18 таких двигателей в период до 2022 года. Нынешние контракты на поставку российским НПО «Энергомаш» в США двигателей РД-180 рассчитаны на период до конца 2020-го — в этом году американской стороне должны быть переданы шесть таких двигателей. Также может быть реализован опцион на поставку РД-180 в Соединенные Штаты в 2021 году.
«На десять лет вперед у России и других стран есть четкое понимание, какие спутники и когда нужно выводить на орбиту. И все эти планы уже обеспечены существующими носителями, создавать дополнительные – значит бесцельно потратить деньги. Примерно так было в 1980-х в СССР, когда создали космический корабль Буран и он оказался никому не нужен в 1990-х. И Россия, и США технологически совершенствуют уже имеющиеся ракеты, а не стремятся множить их количество.
При этом четких масштабных планов для ракет тяжелого класса пока нет ни у Вашингтона, ни у Москвы. Заявленный американцами проект окололунной станции переделывают раз в два месяца – он уже довольно долго остается концепцией, которую так никто и не утверждает. Россия говорит о создании станции на Луне, но и здесь четких документальных планов «Роскосмос» еще не публиковал.
Потому смысла ставить на конвейер РД-180 после выполнения контрактов с США нет, пока для них не появятся задачи. Стоит вспомнить, что этот двигатель – «урезанная» вдвое по мощности версия РД-171, который планируется установить на перспективную ракету России «Союз-5″. Однако и планы ее применения до сих пор обсуждаются руководством РФ, равно как и финансирование», — заключает Иван Моисеев.
Автор:
Максим Бут
ТОП ЧИТАЕМЫХ
Новости
Вездеходы: Технология, Преодолевающая Препятствия
Новости
Объемы лома на LME выросли на неделе; фьючерсные контракты в состоянии контанго
Новости
Австралийская MinRes обеспечит железорудный проект Onslow солнечной энергией
Новости
Подведены итоги VII ежегодной Премии в области дизайна Best for Life Design.
Новости
Немецкая лазурь для дерева: идеальное решение для защиты и эстетики
Новости
Рейтинг детекторов проводки
Новости
Типы телекоммуникационных шкафов — особенности и характеристики