Одним из наиболее перспективных направлений сотрудничества между Россией и Китаем является гражданское самолетостроение, где у Москвы есть в наличии компетенции и технологии, а у наших китайских партнеров – нужные инвестиции и внутренний спрос.

Перспективный российско-китайский самолет CR929

Перспективный российско-китайский самолет CR929

twitter.com / @UAC_Russia

Проект CR929 предполагает под собой сразу несколько вариантов

В силу этого, последнее заявление главы ОАК(Объединенной авиастроительной корпорации) Юрия Слюсаря о том, что суммарный спрос на новый российско-китайский широкофюзеляжный самолет CR929 может составить в ближайшие 20 лет в России и Китае больше тысячи единиц, не является удивительным. При этом, емкость отечественного рынка оценивается ОАК в 120 подобных самолетов.

Отметим, что CR929 является проектом широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, который будет иметь три базовых версии – 500, 600 и 700, что будут различаться между собой разным количеством кресел – в 230, 280 и 320 посадочных единиц.

Есть здесь и определенные параллели с российским среднемагистральным самолетом МС-21, который в России стремительными темпами доводится до эксплуатационного состояния, поскольку в данном проекте заложено два варианта силовой установки.

На первом этапе CR929 получит двигатель западного образца – уже названы возможные подрядчики в лице американской компании General Electric и британской компании Rolls-Royce, а после 2030 года его дополнит перспективный российский двигатель ПД-35.

Работа ОАК находится под контролем со стороны президента

Работа ОАК находится под контролем со стороны президента

kremlin.ru / Пресс-служба Кремля

Россия и Китай здесь решают разные задачи

Данный двигатель России еще предстоит разработать, поэтому в рамках полной реализации этого проекта России и Китаю придется пройти очень продолжительный путь ввиду того, что получение конечного продукта здесь займет годы.

Стоимость разработки данного проекта пока окончательно не определена, но очевидно, что она затребует значительных средств в размере от 13 до 20 млрд долларов. В то же время, Россия и Китай будут участвовать в данном начинании на паритетных началах.

На самом деле, Москва и Пекин здесь преследуют разные цели – наша страна хочет получить рабочий проект широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета и сохранить свои компетенции на этом специфическом рынке, а Китай, который на сегодня просто не может строить эффективных гражданских самолетов, получит проект для заполнения своего внутреннего рынка.

На текущий момент все китайские проекты в области гражданской авиации закончились крахом, в результате чего, в Пекине пришли к выводу, что им не обойтись без помощи Москвы, которая не строила таких самолетов со времен Ил-86/96.

Со времен Ил-96 Россия не делала широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов

Со времен Ил-96 Россия не делала широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов

wikipedia.org / Anna Zvereva/CC BY-SA 2.0

Вопрос заключается в том, пустит ли Китай Россию на свой внутренний рынок

Заведующий кафедрой экономики и политики ИМЭМО РАН Сергей Луконин в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» подтвердил, что данный проект отвечает интересам двух стран и предполагает производство гражданского самолета на территории Китая.

Это, кстати говоря, важный момент, учитывая, что Россия заинтересована в том, чтобы на ее долю выпала не только разработка данного лайнера, но и непосредственное участие в его производстве. Ведь конечное производство подобных самолетов является одним из наиболее коммерчески выгодных проектов с точки зрения прибавочной стоимости. Аналогичные цифры существуют только в судостроении.

Другой вопрос, что данный проект явно ориентирован на внутренний китайский рынок, куда Пекин явно не хочет пускать российские компании, поскольку это приведет к разделению прибылей и прямой зависимости Китая от отечественных производителей.

«Китай хочет таким путем получить в свое распоряжение технологии по производству широкофюзеляжных гражданских самолетов, с помощью которых Пекин сможет заполнить спрос, который имеет место на его внутреннем национальном рынке. Это получение альтернативы продукции западных компаний Airbus и Boeing со всеми вытекающими отсюда последствиями», — констатирует Луконин.

Этот проект должен стать альтернативой западным самолетам

Этот проект должен стать альтернативой западным самолетам

pixabay.com /

Сейчас есть возможности для реализации данного проекта

Здесь еще нужно отметить, что советское самолетостроение всегда проигрывало зарубежным конкурентам в себестоимости полетов, вследствие чего, все российские авиаперевозчики после развала СССР закупили для своей оперативной деятельности зарубежную технику.

«Из-за этого основной спрос на данный проект будет формироваться на внутреннем рынке Китая, причем это будет происходить в приказном порядке. Пекин явно закроет глаза на любые коммерческие недостатки данного проекта», — заключает Луконин.

По словам Сергея Александровича, главной задачей Китая является получение рабочих технологий по данному типу гражданских самолетов, а что касается нашей страны, то мы делаем здесь упор на то, чтобы оставить, как можно больше производств его компонентов в России. Нам бы очень хотелось поучаствовать в производстве конечной продукции по данному проекту для внутреннего китайского рынка.

«Сейчас открывается широкое окно возможностей в связи с экономическими трениями между Китаем и США, в результате чего, данный проект, скорее всего, действительно будет очень скоро доведен до логического конца», — резюмирует Луконин.

Американская санкционная политика дает возможность для таких проектов

Американская санкционная политика дает возможность для таких проектов

ФБА «Экономика сегодня»

Как замечает эксперт, если бы об этом проекте спросили несколько лет назад, то сразу бы возникло большое количество сомнений, но сегодня в условиях американской антикитайской политики данному начинанию России и Китая открывается зеленый цвет.

«Кроме того, не надо забывать про проблемы России и Запада, поэтому момент здесь настал», — констатирует Луконин.

Автор:
Дмитрий Сикорский

Источник

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *