Выступая на Евразийском экономическом форуме в Вероне генеральный директор «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова заявила о переговорах с европейскими компаниями, желающими закупать у России дополнительно к имеющимся объемам еще примерно 50 млрд. кубометров в год.
Вашингтону можно сколько угодно говорить о том, что данное заявление не имеет под собой никаких оснований, но статистика вещь упрямая. А еще не менее очевидным является упорное желание Германии «подсесть» на российскую газовую иглу и стать главным газовым хабом Европы.
Рост потребления российского газа стал фактом
Некоторое время назад Европа под давлением Вашингтона приняла решение об ускоренном переходе на «зеленую энергетику» и внедрении программ по экономии импортного топлива. По задумке это должно было привести к резкому уменьшению поставок газа из России и «избавлению» континента от энергетической зависимости Москвы.
Одновременно с этим поставки газа европейским потребителям должен был наращивать Катар, а в перспективе и «Арабский газопровод» из Катара через Саудовскую Аравию, Сирию и Турцию. Все это вместе взятое должно было нанести русским газовым амбициям в Европе окончательный удар.
Очень к месту стал и мировой финансовый кризис, который позволил европейским странам быстро сокращать у себя потребление голубого топлива. Единственное, что на тот момент беспокоило Вашингтон, это строительство первой ветки «Северного потока» по дну Балтийского моря.
А потом случилось событие, резко изменившее весь мировой газовый расклад. В марте 2011 года произошла авария на АЭС «Фукусима-1». В результате Япония решила остановить свои АЭС и это сделало японский газовый рынок одним из самых «перспективных». Рост спотовых цен на СПГ на 50-60% сразу переориентировал газовозы алчных катарских принцев из Европы в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, что одновременно с проблемами прокладки «Арабского газопровода (а мы помним, что Башар Асад в 2011-12 годах устоял, благодаря помощи Москвы), вновь фактически сделало Россию безальтернативным источником поставок газа на европейский рынок.
К 2013 году произошла и стабилизация экономики стран Европы, что позволило России нарастить сюда поставки сразу на 16%, доведя объемы до 161,5 млрд. кубов. А это говорило о том, что первоначальная стратегия выдавливания русского газа из Европы потерпела крах и ее инициаторам надо срочно искать новые «варианты».
И они были найдены. Майдан на Украине и последовавший за ним госпереворот в стране, резко изменили весь европейский газовый расклад.
Уже весной 2014-го на территории Украины началась гражданская война, а летом начали взрываться магистральные газопроводы. По итогу 2014 года экспорт российского газа в дальнее зарубежье вновь упал до 147,2 млрд. кубов, что на фоне резкого падения закупок газа странами СНГ с 59,4 до 48,1 млрд. кубов (а именно Украиной) и объявления России санкций со стороны стран ЕС, выглядело как начало конца российского энергетического доминирования.
Но 2015 год, стал в этой борьбе переломным: Россия сказала свое «веское слово» в Сирии, что сразу же вычеркнуло из расчетов «арабскую» газовую трубу. И именно в этот год Европа, окончательно разуверившись в поставках трубопроводного газа с Ближнего Востока и напуганная действиями украинских националистов, приняла решение строить «Северный поток – 2» (задуманный, кстати, в 2012 году). Также она смогла убедить Киев (в обмен на кредиты) не мешать российскому транзиту на ближайшую перспективу, что и дало по итогу рост продаж российского газа в за границу сразу почти на 8% до 159,4 млрд. кубов.
А далее поставки начали ежегодно расти. Сейчас есть основания полагать, что к концу текущего года объемы приблизятся к показателю 205-207 млрд кубов газа . При этом доля российского топлива на европейском газовом рынке составит примерно 40%.
То есть рост поставок российского газа в Европу всего за четыре года вырос на 60 млрд. кубов, то есть даже на большее значение, чем говорит Елена Бурмистрова.
Не надо забывать, что еще через год запланированы ввод в строй сразу двух новых маршрутов — «Северного потока – 2» и первой очереди «Турецкого потока».
И не случайно, что именно сегодня европейские и российские деловые круги «вдруг» заговорили о том, что строительство третей очереди газовой трубы по дну Балтийского моря весьма вероятное событие.
Почему дальнейший рост импорта газа в Европу неизбежен
Третья нитка нужна потому, что европейские энергетические стратегии на будущее уже определены, а они требуют добавочных поставок природного газа.
Именно природный газ должен заменить в Германии выводимые из эксплуатации АЭС и угольные ТЭЦ. Согласно долгосрочному прогнозу американской компании ExxonMobi, даже с учетом ускоренного роста в энергобалансе страны «возобновляемых источников» энергии, к 2030 году 60% энергии в стране, как и сегодня, будут давать нефть и газ. Причем, первая будет постепенно вытесняться вторым, благодаря его экологичности.
«Зеленая энергетика» сможет за это время только заменить атомную энергетику и немного подвинуть позиции немецких угольщиков.
За эти годы будут построены новые газовые энергоблоки. Уже стартовала программа перевода большегрузного транспорта на СПГ топливо (а это до 50% потребляемого жидкого моторного топлива в стране). Также уже не остановить процесса перевода на газ и грузовых судов.
Кстати, недавно «Новатэк» совместно с бельгийским газотранспортным оператором Fluxys уже объявил о планах строительства в порту г. Росток первого на Балтике СПГ терминала мощностью 300 тыс. тонн, который ориентирован исключительно на заправку СПГ-балкеров (газовых заправщиков) и прочих морских судов.
В немецкой теплогенерации газ полностью вытеснит и применяемый здесь мазут (на сегодня 44% тепла в стране вырабатывается при помощи газа, еще 26% за счет мазута).
И это в Германии, одном из форпостов борьбы за «зеленое будущее Европы». В странах южной Европы все гораздо более прозаичнее. Рост потребления газа в ближайшие десятилетия там не остановить.
О перспективах и проектах
А еще не стоит забывать, что из-за истощения месторождений и экологических запретов на гидроразрыв газоносных пластов, начала быстро сокращаться добыча газа в Нидерландах (только прекращение добычи газа к 2030 году на крупнейшем в Европе месторождении «Гронинген» создать в энергобалансе континента дыру в 20 млрд. кубов в год).
Примерно столько же потеряет к этому моменту и газовая отрасль в Великобритании. Да и Норвегия, последний большой газовый резервуар Европы, уже вышла на пик своей добычи. А неудачи разведочного бурения в последние годы приведут газовую отрасль страны к падению за следующее десятилетие на 20-25 млрд. кубов в год.
И на этом фоне заявление генерального директора «Газпром экспорта» Елены Бурмистровой о росте интереса к российскому газу уже не кажутся фантастикой. Вероятнее всего, это еще самый «оптимистический» для Вашингтона вариант. А значит, строительство «Северного потока – 3», как и новых ниток «Турецкого потока» в случае продолжения проблем на Украине, становится практически неизбежным уже в весьма скорой перспективе. Пожалуй, отдалить реализацию этих проектов могут либо резкая эскалация противостояния в Европе (чего так добиваются американцы), либо новая волна мирового экономического кризиса.
Автор:
Юрий Подоляка
ТОП ЧИТАЕМЫХ
Новости
Вездеходы: Технология, Преодолевающая Препятствия
Новости
Объемы лома на LME выросли на неделе; фьючерсные контракты в состоянии контанго
Новости
Австралийская MinRes обеспечит железорудный проект Onslow солнечной энергией
Новости
Подведены итоги VII ежегодной Премии в области дизайна Best for Life Design.
Новости
Немецкая лазурь для дерева: идеальное решение для защиты и эстетики
Новости
Рейтинг детекторов проводки
Новости
Типы телекоммуникационных шкафов — особенности и характеристики